Образовательная программа дошкольного образования 2023г-2024г
Описание образовательной программы
Краткая презентация Программы
Краткая презентация программы
Образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 1 разработана авторским коллективом учреждения на основе федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 № 955 «О внесении изменений…» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 N 72264)) на основе Федеральной образовательной программы дошкольного образования Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847);
Программа позволяет реализовать основополагающих функций дошкольного уровня образования:
1) обучение и воспитание ребёнка дошкольного возраста как гражданина Российской Федерации, формирование основ его гражданской и культурной идентичности на соответствующем его возрасту содержании доступными средствами;
2) создание единого ядра содержания дошкольного образования (далее - ДО), ориентированного на приобщение детей к традиционным духовно-нравственным и социокультурным ценностям российского народа, воспитание подрастающего поколения как знающего и уважающего историю и культуру своей семьи, большой и малой Родины;
3) создание единого федерального образовательного пространства воспитания и обучения детей от рождения до поступления в общеобразовательную организацию, обеспечивающего ребёнку и его родителям (законным представителям) равные, качественные условия ДО, вне зависимости от места проживания.
Целью Программы является разностороннее развитие ребёнка в период дошкольного детства с учётом возрастных и индивидуальных особенностей на основе духовно- нравственных ценностей российского народа, исторических и национально-культурных традиций. На основе Программы детского сада строится образовательный процесс для детей дошкольного возраста (2-7 лет) в группах общеразвивающей направленности.
В Программе акцентируется внимание на специфическую роль игры и обучения. Основой успешности достижения целей, поставленных Программой, является создание условий для обеспечения комфортного самочувствия каждого ребенка.
Содержание Программы Образовательные задачи и содержание образовательной работы разнесены по 5 областям, заданным федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). Кроме того, в комбинированных группах для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья реализуется коррекционно-развивающее направление (речевые нарушения, задержка психического развития).
Реализация Программы осуществляется ежедневно:
• в процессе организованной образовательной деятельности с детьми (занятия);
• в ходе режимных моментов;
• в процессе самостоятельной деятельности детей в различных видах детской деятельности; в процессе взаимодействия с семьями детей по реализации Программы.
Содержание коррекционной работы в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования направлено на овладение детьми самостоятельной, связной, грамматически правильной речью и коммуникативными навыками, фонетической системой русского языка, элементами грамоты, что формирует психологическую готовность к обучению в школе и обеспечивает преемственность со следующей ступенью системы общего образования.
Программой предусмотрена необходимость охраны и укрепления физического и психического здоровья детей, обеспечения эмоционального благополучия каждого ребенка. Так она позволяет формировать оптимистическое отношение детей к окружающему, что дает возможность ребенку жить и развиваться, обеспечивает позитивное эмоционально- личностное и социально-коммуникативное развитие.
Возрастные и иные категории детей, на которых ориентирована Программа.
В МБДОУ № 1 функционирует 6 группы полного дня:
группа раннего возраста – дети с 2 до 3 лет
младшая группа – дети с 3 до 4 лет
средняя группа – дети с 4 до 5 лет
старшая группа – дети с 5 до 6 лет
подготовительная группа – дети с 6 до 7 лет
В МБДОУ принимаются воспитанники независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, отношения к религии.
Используемые Примерные программы.
Основная образовательная программа дошкольного образования МБДОУ № 1 федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования Приказ Минпросвещения России от 08.11.2022 №955 О внесении изменений (Зарегистрировано в Минюсте России 06.02.2023 N 72264) на основе Федеральной образоватлеьной программы дошкольного образования Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.12.2022 N 71847);) и с использованием следующих парциальных программ:
- программа «Самоцвет» (авт. Толстикова О.В)
Характеристика взаимодействия педагогического коллектива с семьями воспитанников.
Программа поддерживает многообразие форм партнерства с родителями. Среди которых: анализ конкретных ситуаций, проведение дискуссий и круглых столов по актуальным вопросам, мастер-класс, совместные проекты, беседы с родителями, день открытых дверей для родителей, публичные отчеты о деятельности МБДОУ за календарный год, консультация для родителей, тематические встречи с родителями, открытые просмотры непосредственно образовательной деятельности детей, совместные утренники и развлечения, выставки детских работ, общение с родителями.
Перед педагогическим коллективом МБДОУ стоит цель: сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.
Основные принципы в работе с семьями воспитанников: - открытость детского сада для семьи;
- сотрудничество педагогов и родителей в воспитании детей;
- создание единой развивающей среды, обеспечивающей единые подходы к развитию личности в семье и детском коллективе.
Функции работы образовательного учреждения с семьей:
- ознакомление родителей с содержанием воспитательно-образовательного процесса;
- психолого-педагогическое просвещение;
- вовлечение родителей в совместную с детьми и педагогами деятельность;
- помощь семьям, испытывающим какие-либо трудности; - взаимодействие педагогов с советом родителей.
Модель взаимодействия педагога и родителей:
Первый этап (ознакомительный) предполагает сбор информации (первое общение; беседа, наблюдение; анализ полученных результатов, анализ типа семей), со стороны родителей – сбор информации (знакомство с детским садом (адаптация).
Второй этап – обще профилактический - включает в себя наглядную агитацию (стенды, консультации, информационные буклеты), со стороны родителей – встреча со специалистами, просмотр открытых мероприятий, занятий.
Третий этап – индивидуальная работа посвящена знакомству с опытом семейного воспитаниями, традициями, посвящен проведению фотовыставок, творческих мастерских, праздников. Со стороны педагогов – выбор содержания и форм работы с семьей; со стороны родителей – получение консультативной индивидуальной помощи.
Четвертый этап – интегративный (организация и проведение досугов, праздников, круглых столов, конкурсов, выставок, деловые игры, родительский клуб, совместное обсуждение проблем, участие родителей в совместных мероприятиях).