Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному направлению развития детей № 1» ПРИНЯТО: на Общем собрании работников МБДОУ № 1 Протокол №____от__________2023г. УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ № 1 _________ И.Н. Хмелева Приказ № __от _______2023г. Положение о планировании образовательной деятельности воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному направлению развития детей № 1» 1.Общие положения 1.1. Настоящее Положение о планировании образовательной деятельности воспитанников Муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному направлению развития детей № 1» разработано в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; ФГОС ДО (утв. Приказом Минобрнауки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155); ФОП ДО (утв. приказом Минпросвещения РФ № 1028 от 25.11.2022); ФАОП ДО (утв. приказом Минпросвещения РФ № 1122 от 24.11.2022); приказом Министерства просвещения РФ от 31 июля 2020 года № 373 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным образовательным программам – образовательным программам дошкольного образования»; СанПиН 1.2.3685-21"Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания"; СП 2.4.3648-20. "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; Уставом ; образовательной программой МБДОУ. 1.2. Планирование образовательной деятельности в группах — это заблаговременное определение порядка, последовательности осуществления образовательной программы с указанием необходимых условий, используемых средств, форм и методов работы. 1.3. Планирование является обязательным документом для всех педагогов МБДОУ. 1.4. Модель планирования и форма планирования принимается на Педагогическом совете на учебный год. 1.5. Срок действия Положения не ограничен и действует до замены новым Положением. 1.6. Изменения, дополнения принимаются решением на Педагогическом совете МБДОУ и оформляются в форме дополнения к настоящему Положению. 2.Цели и задачи планирования Цель: Обеспечение выполнения ОП ДО МБДОУ № 1 всеми возрастными группами с учетом интересов и потребностей воспитанников для достижения положительных результатов в образовательном процессе. Задачи: обеспечить единый подход к планированию образовательного процесса в МБДОУ № 1; способствовать регулярной и систематической организации воспитательно-образовательной работы с воспитанниками; учитывать индивидуальные особенности воспитанниковпо результатам педагогического наблюдения; осуществлять взаимодействие между специалистами и педагогами групп раннего возраста и дошкольного возраста; создавать условия в РППС и образовательном пространстве в соответствии с запланированной деятельностью по теме работы с детьми. 3.Принципы планирования Принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребенка; Принцип гибкого планирования; Принцип полноты и достаточности; Принцип научной обоснованности и практической применяемости; Принцип единства воспитательных, обучающих и развивающих целей и задач; Принцип учёта конкретных педагогических условий: возрастного состава группы, развития детей; Принцип комплексно-тематического построения воспитательнообразовательного процесса; Принцип интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; Принцип участия детей: учета интересов детей, востребованности детских инициатив и их активного участия в планировании образовательной деятельности; Принцип вовлечения родителей в планирование образовательной деятельности в группе. 4.Виды планирования 4.1. Планирование воспитательно - образовательного процесса по реализации ОП ДО МБДОУ № 1 включает в себя следующие виды планов: Гибкое планирование (план – действие – анализ) Комплексно - тематическое планирование. Календарное планирование Перспективное планирование 5.Требования к планированию образовательной деятельностипедагогами групп раннего и дошкольного возраста 5.1. При планировании воспитательно - образовательной работы с воспитанниками детского сада необходимо учитывать: инициативу ребёнка; состояние здоровья детей (индивидуальный подход к детям); интересы и склонности. 5.2. Планы составляются совместно со специалистами. План может корректироваться и уточняться в процессе его реализации с у ч ё т о м инициатив детей и взрослых. 5.3. При планировании работы учитываются следующие моменты: Выбор темы проектной деятельности предлагается детьми; формы организации образовательной работы соответствуют выбранной теме; родители знакомятся и подключаются к совместной детско-взрослой деятельности через разные формы взаимодействия; каждая тема заканчивается проведением итогового мероприятия (выставка, праздник, спортивное развлечение, сюжетно-ролевая игра, спектакль и т.д.). 5.4. Гибкое планирование педагогов групп раннего и дошкольного возраста должны включать три этапа: I - Модель трех вопросов (Приложение №1); II - Паутинка дня: центры активной деятельности детей, используемые для реализации проекта (Приложение №2) III – Примерная форма календарного плана педагога (Приложение № 3); IV Перспективное планирование педагогов групп по взаимодействию с родителями (Приложение № 4). 5.6. Содержание этапов гибкого планирования педагогов групп раннего и дошкольного возраста включает: План-модель трех вопросов: наименование образовательной темы; предварительные знания детей по теме («Что мы знаем»); круг интересов детей («Что хотим узнать»); инициативы детей по содержанию образовательной деятельности («Как мы это будем делать»); План-модель семи вопросов: наименование образовательной темы; имя ребенка для фиксации вопроса; круг интересов ребенка («Мой вопрос»); предварительные знания детей по теме («Что я знаю»); вопрос педагога; вопрос родителя; инициатива ребенка по содержанию образовательной деятельности («Как мы это будем делать»); результат. План-паутинка: распределение инициатив детей по центрам детскихинтересов с описанием видов деятельности (план-паутинка); Календарный план включает в себя: образовательные задачи, решаемые в ходе реализации темы. Образовательные задачи охватывают все образовательные области: познавательное развитие, речевое развитие, социальнокоммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие. формы, методы и приемы работы с детьми по реализации образовательных задач; перечень оборудования и изменения в РППС группы (выставки, наполнение игровых уголков, внесение новых предметов, игр и т.д.); организации проведения и отслеживания результатов обучения и развития детей в рамках тематической недели; все виды деятельности, включая образовательную деятельность на прогулке и занятиях у специалистов дошкольного учреждения. 5.7. При планировании реализации образовательной темы педагогами групп раннего и дошкольного возраста необходимо учитывать: учёт возрастных особенностей познавательной деятельности детей; вариативность методов и форм обучения с преобладанием интерактивных; рациональное содержание двигательной активности, основанное на оптимальном соотношении разных видов занятий, подобранных с учётом возрастных и индивидуальных особенностей - обучение в малых группах (центрах активности); положительная мотивация к познавательной деятельности; партнерское взаимодействие педагога с детьми и т.д. 5.8.Выбор содержания образовательной деятельности определяется: на основе педагогического наблюдения за воспитанникамисвоей группы; целевыми ориентирами; включением различных видов деятельности с учетом возможностей, интересов, потребностей самих воспитанников; организацией индивидуальных и коллективных видов деятельности; реализацией права выбора воспитанниками содержания, средств, форм самовыражения, партнёров по деятельности; календарный план педагогов предусматривает планирование всех видов деятельности детей и соответствующих форм их организации. Форма его является гибкой, свободной по структуре, что обеспечивает отражение инициатив детей и взрослых. 5.9.При планировании работы в Плане-паутинке учитываются цветовые обозначения: зелёный цвет - предложения детей; синий цвет - предложения взрослых (воспитатели, специалисты, сотрудники); красный цвет - родители 5.10.Сроки написания планов педагогов групп раннего и дошкольного возраста: Модель трех-семи вопросов (в соответствии с возрастом детей) – 1-2 дня; Паутинка – в течение реализации темы; Календарный план – в течение реализации темы; План работы с родителями – начало учебного года (допускаются дополнения в течение года) 6. Требования к планированию образовательной деятельности специалистами Планирование работы по музыкальному воспитанию разрабатывается музыкальным руководителем на каждую возрастную группу общеразвивающей направленности в соответствии с ООП ДО МБДОУ № 1 6.1. Перспективный план по музыкальному воспитанию разрабатывается на каждую возрастную группу общеразвивающей направленности (группу раннего возраста с 2 до 3 лет, младшую группу для детей 3-4 лет, среднюю группу для детей 4-5 лет, на старшую группу для детей 5-6 лет, подготовительную группу для детей 6-7 лет (Приложении № 5). 6.2. Перспективный план включает в себя: музыкальной деятельности (слушание, пение, работа над развитием чувства ритма) задачи реализации содержания образовательной деятельности в соответствии с возрастом воспитанников; музыкальный репертуар; музыкальную среду развития (на занятиях, в группе, в семье). 6.3. Календарный план музыкального руководителя разрабатывается с учётом темы недели или проекта, выбранной совместно с детьми и воспитателем группы. 6.4. Календарный план включает: дату (месяц) возрастную группу; виды музыкальной деятельности (восприятие музыкальных произведений, пение, музыкально - ритмические движения, музыкальная игра, игра на детских музыкальных инструментах); образовательные задачи; репертуар; индивидуальную работу. Форма календарного плана представлена в Приложении № 6. 6.5. Сроки написания календарного плана гибкие, так как зависят от времени реализации темы на группах. 6.6. Выбор содержания образовательной деятельности календарного плана определяется: перспективным планом по музыкальному воспитанию; темой недели в каждой возрастной группе; Планирование работы по физическому воспитанию разрабатывается инструктором по физическому воспитанию на каждую возрастную группу общеразвивающей направленности в соответствии с ОП ДО МБДОУ № 1. 6.7. Перспективный план разрабатывается на календарный год на каждую возрастную группу (группу раннего возраста для 2-3 лет, младшую группу для детей 3-4 лет, среднюю группу для детей 4-5 лет, на старшую группу для детей 5-6 лет, подготовительнуюгруппу для детей 6-7 лет). 6.8. Перспективный план включает в себя: цели и задачи реализации содержания образовательной деятельности в соответствии с возрастом воспитанников; все виды физического воспитания (Приложение № 7); 6.9. Календарный план инструктора по физической культуре разрабатывается на каждую возрастную группу общеразвивающей направленности с учётом темы недели или проекта по согласованию с воспитателями групп. 6.10. Календарный план включает: дату, тему недели, все части занятия (вводную часть занятия, общеразвивающие упражнения (ОРУ), основные виды движений (ОВД), заключительная часть), коммуникативные игры, индивидуальную работу, итоговое мероприятие по теме недели. (Приложение №8); 6.11. Сроки написания календарных планов гибкие и учитывают сроки реализации темы или проекта на группе. 6.12. Выбор содержания образовательной деятельности календарного плана определяется: перспективным планом по физическому воспитанию; темой недели вкаждой возрастной группе. Планирование работы педагога-психолога осуществляется в соответствии с ОП ДО МБДОУ № 1. 6.13. Годовой план разрабатывается на каждую возрастную группу.Форма годового плана представлена в Приложении № 9. 6.14. Календарный план пишется 3 видов: диагностическая работа; групповая коррекционно - развивающая работа; индивидуальная коррекционно развивающая работа. (Приложение №10) 6.15. Календарные планы разрабатывается ежемесячно на каждую возрастную группу в соответствии с годовым планом работы, с учетом результатов диагностического обследования детей, запросов педагогов и родителей воспитанников. 6.16. В планах фиксируются сведения о посещаемости детей на занятиях с целью осуществления контроля и организации индивидуальной работы с воспитанниками. 7.Организация работы по планированию -образовательной деятельности 7.1. Планирование осуществляется как проекция образовательной темы, выбранной с детьми на Утреннем круге, на разные виды детской активности («проживание» её ребёнком в игре, рисовании, конструировании и т.д.) и возможность их выбора самим р е б ё н к о м . Важной составляющей планирования является организация развивающейпредметно-пространственной среды, которая осуществляется взависимости от образовательных задач и с учётом потребностей детей. 7.2. Весь образовательный процесс строится на основе баланса специально организованной образовательной, свободной самостоятельной деятельности детей и совместной деятельности взрослого с детьми. 7.3. Образовательная деятельность реализуется в течение дня в центрах детских интересов малыми группами, индивидуальными занятиями с педагогом и в самостоятельной деятельности детей. 7.4. Планы, составляемые совместно с детьми, специалистами и родителями являются открытыми в течение реализации темы, в них могут вноситься дополнения, изменения. 8.Открытость планирования для родителей 8.1. Родители воспитанников имеют право вносить свои предложения и выдвигать инициативы непосредственно в планы. 8.2. В приёмной на специальном стенде размещаются для ознакомления и инициатив родителей план-модель трех-семи вопросов, по возможности центры выбора детской активности и план паутинка. 9.Отчётность и контроль 9.1. Данное Положение является обязательным для выполнения всеми педагогическими работниками Учреждения. 9.2. Нарушение требований настоящего Положения квалифицируется как неисполнение или ненадлежащее исполнение педагогическим работником своих обязанностей, и несут ответственность в порядке и в случаях, которые установлены Федеральными законами. 9.3. Все виды планов хранятся в течение пяти лет (учитывается списочный состав группы). 9.4.Контроль за планированием осуществляется старшим воспитателем: -1 раз в месяц у педагогов дошкольных групп и групп раннего возраста, -1 раз в квартал у специалистов. Приложение 1 Форма плана-модели трёх вопросов Что мы знаем? Что хотим узнать? Как мы это будем делать? Форма плана-модели семи вопросов Имя ребёнка Мой вопрос Что я знаю Вопрос педагога Вопрос родителя Как мы это будем делать Результат Приложение 2 Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (ранний возраст) Центр предметных и предметноманипуляторных игр Центр творчества и продуктивной деятельности Тема проекта Центр экспериментирования и труда Музыки и театра Центр сенсорики и конструирования Центр познания и коммуникации Центр двигательной активности Форма ПЛАНА-ПАУТИНКИ (возрастная группа 3-7 (8) лет) Центр логики и математики Центр экспериментирования Центр игры и безопасности Центр познания и коммуникации Центр творчества Тема проекта Центр двигательной активности (физкультурный зал) Центр театрализации и музицирования (музыкальный зал) Центр конструирования Социум (Гость группы, прогулка) Центр книги Приложение 3 Форма календарного плана образовательной деятельности ____________группе Тема проекта «________________________________» Сроки реализации ______________________ Образовательные области Познавательное развитие 1. 2. .. Речевое развитие 1. 2. .. Социально1. коммуникативное развитие 2. 3. Художественно - эстетическое 1. развитие 2. 3. Физическое развитие Дни недели Понедельник Вторник Среда Четверг Пятница Сетевое взаимодействие Итоговое мероприятие Образовательные задачи 1. 2. Деятельность детей в центрах детскихинтересов Прогулк а Образовательный ресурс РППС Индивидуаль ная работа Взаимодейств ие с семьёй Приложение 4 Форма перспективного плана взаимодействия с родителями на 20 Месяц - 20 Совместные мероприятия учебный год Стендовые консультации группа Советы специалистов Индивидуальные консультации Приложение 5 Фома перспективного плана по музыкальному воспитанию дошкольников Виды музыкальной деятельности детей: - слушание (восприятие музыки); - пение (исполнительство); - работа над развитием чувства ритма (музицирование); - выразительные движения. Месяц Задачи Репертуар Музыкальная среда развития На занятиях В груп пе В семье Приложение 6 Форма календарного плана по музыкальному воспитанию ГРУППА Виды музыкальной деятельности Восприятие музыкальных произведений Пение Музыкально-ритмические движения Музыкальная игра, хоровод Игра на детскихмузыкальных инструментах Тема проекта Индивидуальная работа РППС Взаимодействие с педагогами (участие в деятельности организованной в группе) Взаимодействие с родителями Прогулка Образовательные задачи МЕСЯЦ Репертуар Приложение 7 Форма перспективного плана по физическому воспитанию дошкольников Образовательная область «Физическое развитие» Группа Месяц № п/п Тема недели Задачи Построение и перестроение: 1 неделя 2 неделя 3 неделя 4 неделя ОРУ 1 занятие ОВД 2 занятие ОВД Подвижные игры ОВД на улице Приложение 8 Форма календарного плана по физическому развитию Группы «Зайчата» «Затейники» «Радуга» «Ягодка» Тема проекта Образовательные задачи Индивидуальная работа РППС Взаимодействие с педагогами Взаимодействие с родителями Прогулка «Звездочки» «Весёлые человечки» Приложение 9 Форма годового плана Цель: Задачи: 1. Диагностика. Цель группа Сроки исполнения Выход результатов группа Сроки исполнения Предполагаемый результат 2. Развивающая и коррекционная работа Цель 3. Консультирование С кем Формы работы Тема Сроки исполнения 4. Просвещение С кем 5. Организационно – методическая работа № Вид деятельности Формы работы Тема Сроки исполнения Сроки исполнения Приложение 10 1. ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ РАБОТА Название группы или № Дата Ф.И.О. Характер диагностики Обследованные Категория Кол-во 2. ГРУППОВАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА месяц Программа (название) Форма работы –тренинг, деловая игра, групповое занятие или другое (нужное подчеркнуть/указать) Цель работы (с указание причины) Наименование/ код группы и ее состав Даты за нятий Темы занятий Кол-во час. Форма КАЛЕНДАРНЫХ ПЛАНОВ 3. ИНДИВИДУАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩАЯ РАБОТА Месяц Код обратившегося Фамилия, имя ребенка/ Ф.И.О. взрослого Направления работы: 1. Развитие интеллектуальной сферы. 2. Развитие волевой сферы. 3. Развитие эмоциональной сферы. 4. Развитие мотивационной сферы Даты занятий Примечание Программа занятий Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному направлению развития детей № 1» ПЛАНИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ в ____________________________________________ _____________________________________________ на 20 ________ /20 _________ учебный год Воспитатели: 1. ___________________________ 2. ___________________________ Музыкальный руководитель: ___________________________ Инструктор по физической культуре ___________________________ Учитель-логопед ___________________________ Начат: ______________ Окончен: _____________