Развитие саморегуляции и самостоятельности

07.12.2023

Развитие саморегуляции – одна из центральных линий развития детей. Разнообразие видов деятельности, которые осваивает дошкольник, объединяет одно – в них формируется важнейшее личностное новообразование этого возраста – произвольная регуляция поведения и деятельности, способность к самоконтролю.

Саморегуляция – процесс управления человеком собственными эмоциональными и физиологическими состояниями, а также поступками.

Развитие саморегуляции одна из центральных линий развития детей в МБДОУ. Работая с детьми от 2х до 3х лет, педагоги закладывают у них основы, регулирующие функции речи, с 3х лет формируют умение соблюдать правила поведения, с 4х лет способствуют развитию контроля над своими действиями.

В дошкольном возрасте появляется первая самооценка, роль которой в регуляции поведения постоянно возрастает. Все эти изменения создают условия для развития основ произвольной саморегуляции.

Самостоятельность – способность личности планировать и автономно осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний. На самостоятельность ребенка влияет интеллект, эмоциональное состояние, физиологические и индивидуальные особенности.Основным и необходимым условием для формирования самостоятельности ребенка в МБДОУ является правильная организация пространства взаимодействия в каждой возрастной группе. Педагоги создают атмосферу доверия, дружелюбия, выдержанности, а также условия для поддержки детской инициативы.

Способность регулировать различные процессы психической жизни состоит из конкретных контролирующих умений в двигательной и эмоциональной сферах, сфере общения и поведения.

Правила обучения саморегуляции и самостоятельности:

Постепенно, медленно, плавно.

Лучше меньше, да лучше.

Терпение – залог успеха.

Хвалить за каждый полученный результат.

Практические приемы

развития двигательной сферы саморегуляции

(на уровне артикуляционной, мелкой и крупной моторики)

Упражнения:

«Крепкий орешек» (напряжение – расслабление)

«Волшебный сон» (релаксация)

«Делайте вместе со мной»

«Делайте наоборот»

«Делайте, что я скажу, а не то, что покажу»

Способности детей в произвольной регуляции эмоций, в сравнении с движением, еще менее развиты: им трудно скрыть радость, огорчение, вину, страх, подавить раздражение или

негодование. Пока эмоции детей еще непосредственны, не подчинены давлению социально-культурного окружения – самое удобное время, учить понимать их, принимать и полноценно

выражать.

Для этого педагоги помогают каждому ребенку овладеть такими умениями как:

произвольно направлять свое внимание на эмоциональные ощущения, которые он испытывает;

-различать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно,неприятно,  удивленно, страшно и т.п.);

-одновременно направлять свое внимание на мышечные ощущения и на  экспрессивные движения, сопровождающие любые собственные эмоции  и эмоции, которые испытывают окружающие;

-произвольно и подражательно «воспроизводить» или демонстрировать  эмоции по заданному образцу.

Педагоги МБДОУ обучают детей сосредотачиваться на своем теле, на ощущениях, вызванных расслаблением. В итоге это целенаправленное обучение навыкам релаксации поможет им научиться контролировать свое поведение и действия в целом (релаксационные упражнения, детская йога, аутогенная тренировка).Хочу такой сайтХочу такой сайт

Обучение детей умению владеть собой в различных ситуациях, приемам саморегуляции – умение детей вести себя в различных ситуациях, умение отдыхать.

Приемы развития саморегуляции, используемые педагогами МБДОУ

-смех, улыбка, юмор;

-размышления о хорошем, приятном;

-различные движения типа потягивания, расслабления мышц;

-рассматривание цветов в помещении, пейзажа за окном, фотографий, других приятных  или дорогих вещей;

-вдыхание свежего воздуха, выдыхание;

-чтение стихов

-высказывание похвалы, комплиментов кому-либо просто так.

Простые игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы саморегуляции, используемые педагогами МАДОУ в работе с детьми

«Сова»

«Щекотки»

«Черепашки»

«Наоборот»

«Найди и промолчи»

«Смотри на мячик»

«Зеркало»

В процессе  знакомства с  детской  литературой  педагоги

МБДОУ  знакомят  дошкольников с произведениями, в которых подчеркиваются значимость и социальное  одобрение таких волевых качеств личности, как целеустремленность, настойчивость, старательность (например, Е. А. Пермяк «Птичьи домики», «Торопливый ножик», «Раки»; В.В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»; Н.Носов «Про репку», «Огородники» и др.).

Педагоги обогащают представления детей о волевых качествах личности с помощью  соответствующих пословиц и поговорок:

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;

«Терпение и труд все перетрут»;

«Есть терпенье, будет и уменье»;

«На хотенье есть терпенье»;

«Без труда не вытянешь и рыбку из пруда»;

«Без терпенья нет уменья»;

«Поспешишь - людей насмешишь»;

«Делу - время, потехе - час».

Эффективным методом работы педагогов с дошкольниками являются беседы о  настроении, о действиях и отношениях с другими людьми. В таких беседах педагог как бы  выводит ребенка за пределы конкретной ситуации и помогает ему осознать себя!


Игры для детей Саморегуляция.pdf (скачать) (посмотреть)
Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».